Недавно мой младший пошёл в детский сад. Как известно любому психологу, это очень сложный адаптационный период, мало у кого он проходит легко и с удовольствием. Решение «теперь мы должны ходить в детский сад» здесь должна принять мама. Потому что если мама решения не приняла, то ребёнку это сделать будет очень сложно. Ребёнок сможет принять решение пойти в детский садик только после того, как его приняла мама. Наблюдая за ней, видя её состояние и чувствуя эмоции, он сам быстро сделает свой выбор.
В первый день моего присутствия в детском саду в раздевалке я наблюдала следующую картину: рядом со мной находилась мама с дочкой. В первый раз в детский сад. Естественно, ребёнок сразу в слёзы. Мама тоже расплакалась, видя боль ребёнка. Она взяла её на руки, решив «спасти» от воспитательницы, которая дружелюбно протянула к ней руки. Мама явно решение тут не приняла. В итоге у обеих была страшнейшая истерика, а к саду девочка не привыкнет, так как она тоже свое решение не приняла.
Как стоит поступать родителям? Поддержать ребёнка поведением или даже словами — вы знаете, как ему страшно, вы понимаете и поддерживаете его, но вы приняли решение, честно говорите об этом ребёнку и приучаете его к тому, что и ему надо будет это решение принять.
Когда-то моя старшая дочь тоже ходила в детский сад. Она ударилась в слёзы на третий день, так как поняла, что всё своё время ей придётся проводить там, маму она часто теперь видеть не будет. Тогда я сказала ей: «Варенька, мы все равно будем ходить в сад и тебе нужно принять это решение. Ты как будешь готова, примешь его, скажи нам об этом». В это время муж сидел в коридоре уже одетый. Он ждал её там два часа. Ждал до тех пор, пока она сама не подошла к нам и не сказала, что готова идти в детский сад. Два часа — для кого-то это может быть жертва или глупость, но зато с тех пор у нас больше не было проблем с походами в детский сад.
Не стоит навязывать ребенку ваше решение. Если, например, он не хочет есть суп, значит это его решение, которое я уважаю, но при этом вслед я решаю в перерывах между режимом не давать ему перекусов, о чем ему сообщаю. Таким образом мы учимся уважать решения друг друга.
Все вышеописанное навыки – отличная база для ребёнка, чтобы он в будущем не боялся быть неидеальным. Как нас всегда учили? Нужно слушать чужое мнение, быть как все. Двойка в школе? Боже, какой ужас! Целая трагедия. Постоянное: «А я тебе говорила, я тебя предупреждала!» Злиться на старшего и, тем более, говорить об этом вслух? Не могло быть и речи! Все решения тоже принимались за нас. Нас часто обманывали «во благо», говоря нам о том, что мы идем гулять на площадку, а сами сворачивали в детский сад. Таким образом воспитывался страх и неуверенность в себе и своих силах. Многие проблемы у нас сейчас именно из-за того, что родители хотели сделать «как лучше» или, скорее, не располагали знаниями по психологии.
Выработав в детстве эти пять качеств, взрослый человек уже не побоится выделиться из толпы, поменять сферу деятельности, начать что-то новое, расти и развиваться, бесстрашно принять какое-то важное решение или вовсе поменять все в жизни. В детстве развить в себе нужные качества гораздо проще, как показала моя практика на тренингах, куда приходят взрослые люди с личностными проблемами из-за ошибок в их воспитании в детстве. Довольно сложно теперь перекроить или что-то поменять внутри, когда уже сформировалось мировоззрение, а личность почти закостенела.