Опыт в психологии иматеринстве здорово помогает мне воспитывать моих подрастающих детишек вздоровой икомфортной дляжизни и развития атмосфере. Конечно, мы прошли через многие проблемы воспитания, новсе они вполне преодолимы насамом деле, если понимать некоторые тонкости психологии, которые доступны каждому родителю, иработать над собой вплане личностного развития. Вэтот раз хочу рассказать, стоит ли разрешать ребенку выплескивать эмоции? Вкаком ключе позволять ему это делать икак родителю реагировать навсплески? Лично япридерживаюсь мнения, что ребенку нужно позволять выплескивать эмоции втом количестве икачестве, вкаком они унего имеются вопределенный момент. Почему? Читайте ниже.
ПРОБЛЕМЫ СО ЗДОРОВЬЕМ? ВИНОВАТА БЛОКИРОВКА ЭМОЦИЙ.
Уже мало для кого секрет, что если ребенок свободно выражает эмоции, его организм функционирует нормально, ностоит начать блокировать их, современем развиваются разного рода заболевания, которые часто переходят встатус хронических.
Вы наверняка замечали изасобой, что если психануть как следует, от души, ивыплеснуть эмоции наружу, то становится легче, будто гора с плеч сошла. Это при условии, что вы неумеете работать сэмоциями и трансформировать их негатив впозитив. То же действует идля детей (они с эмоциями работать не умеют, кстати, поэтому просто нужно давать им выплескивать их). Всплески эмоций позволяют им некопить втеле «зажимы», которые потом плохо скажутся наздоровье ибудущем ребенка.
Помимо проблем создоровьем уребенка может существенно пострадать эмоциональный интеллект вбудущем. Этот тип интеллекта отвечает запроисходящее внутри человека в различных ситуациях повседневной жизни. ЭИ делится на:
Самоосознание — человек понимает, каково его истинное настроение иэмоции, стимулы иихвоздействие наокружающих.
Саморегуляцию — это способность человека контролировать или преобразовывать разрушающие настроения иэмоции впозитивные, стремление искоренить осуждение идумать прежде, чем говорить.
Внутреннюю мотивацию — то, что мотивирует человека само посебе, без ожидания материального вознаграждения иобещаний карьерного роста, атакже стремление энергично инастойчиво добиваться поставленных целей.
Межличностный эмоциональный интеллект — это также то, что происходит между человеком идругими людьми.
Эмпатия — это способность понимать эмоциональное состояние других людей.
Навыки общения — это мастерство человека управлять взаимоотношениями вгармоничном ключе для каждой стороны, атакже — способность устанавливать новые связи.
Таким образом, подавление чувств иэмоций вдетстве вовзрослой жизни чревато подавлением чувств поотношению кдругим людям, особенно болезненно выглядит это вотношениях сблизкими илюбимыми. Человек нетолько струдом понимает свои истинные чувства иэмоции, ноиплохо «видит» эмоции другого человека, невсегда может заметить, когда его другу или близкому, например, плохо. Вданном случае беднягу часто обвиняют вхолодности ичерствости, появляются трудности взаимодействия.
Значительно падает уверенность всебе. Человек, взрослый или подросток неможет высказать свое мнение, авсемейных отношениях он, как правило, находится вроли жертвы, тоесть, нарушены его личные границы.
А КАК НАСЧЕТ УВАЖЕНИЯ К СТАРШИМ?
«Старая, советская закалка» при воспитании, увы, досихпор имеет место быть, ипринципы здорового и экологичного воспитания все еще такими родителями не воспринимаются. Они считают, что ребенку нельзя позволять топать ногами, кричать на родителей ихлопать дверью, потому что его это испортит… а как насчет уважения? Я считаю — неиспортит… обуважении напишу ниже. Как показала моя практика родительства, выплескивание эмоций вголос ребенка не портит, иуважение кродителю тут никак нестрадает. Отродителей, во-первых, требуется научиться отличать манипуляцию отдействительно искренних эмоций.
Вообще, чуткий родитель всегда интуитивно поймет, манипуляция действует вконкретном случаеили действительно ребенок злится или обижен. Действительно сильные фразы (например, «ненавижу тебя») ведь говорятся не каждый день, правда? Вряд лиэто манипуляция. Настоящие эмоции сильные, они словами сопровождаются редко.
Манипуляция, как правило, сильными эмоциями несопровождается, носкорее словами типа «а, вот вы меня нелюбите», «вы то-тодля меня неделаете» ипрочими фразами с«подковыркой» (провоцирующими фразами).
Во-вторых, уважение… безусловно должно присутствовать при любом раскладе. Ивоспитывать его нужно не вмомент эмоционального взрыва уребенка, словами из разряда: «Что ты так кричишь! Это неуважение комне». Воспитывать его нужно всегда икаждый день вспокойной обстановке, личным примером идемонстрацией ситуаций, которые требуют уважения.
«Вот, смотри, Варя, мне очень хотелось бы наговорить гадостей твоему учителю, который неправ, или соседке, потому что мне ненравится, как она высадила цветы у дома, но я нестану этого делать, так как уважаю этих людей иих труд». С маленькими детьми начинать это делать вигровой форме.
«ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ АПОКАЛИПСИС»: КАК РЕАГИРОВАТЬ РОДИТЕЛЮ?
Когда ребенок выплескивает эмоции, он хочет, чтобы родители заметили его обиду, боль ит.д. Родителю вэтот момент важно дать понять ребенку словами или действиями, что он видит ипонимает его боль. Тут стоит называть вещи своими именами: «Я вижу, как тебе плохо ипонимаю тебя. Я вижу твою боль иненависть ко мне…»
Успокаивать ребенка нет нужды, лучше сесть рядом ипросто находиться сним вместе, пока он неуспокоится.
Позже, когда буря миновала, ребенок начинает сожалеть осодеянном. Что делать родителю? Не осуждать. Дать ребенку понять, что выпуск пара — это нормально. «Я вижу, что ты расстроен итебе жаль, что так произошло», «Ты имеешь полное право проявлять то, что утебя есть внутри». Скажите ребенку, прямым текстом или косвенно, что вы всегда, при любых обстоятельствах, любите его. Любите его, каким бы он ни был ичто бы он вам нинаговорил.
Почему родителю сложно адекватно воспринимать эмоциональные взрывы ребенка? Потому что он видит себя вэтот момент. Дети зеркалят родителя и нарушают его личные границы (они призваны это делать). Если сумением выстраивать личные границы уродителя все плохо ивнекоторых ситуациях он так же эмоционально «некорректно» себя ведет, то эмоциональные всплески ребенка будут задевать его «за живое». А еще вбольшинстве случаев «задевает за живое», если будучи ребенком, родитель немог свободно проявлять своих эмоций, его подавляли и выговаривали ему заплохое поведение инеуважение кстаршим. Тут уже родителю стоит обратиться кпсихологу иразрешать свои психотравмы индивидуально.
СЛУЧАЙ ИЗ ЖИЗНИ: ЛИБО ОН, ЛИБО Я!
Варя очень переживает рождение ипоявление братика внашей жизни, она сначала очень хотела братика, нопотом поняла: ей достается меньше внимание, ипоявилась дополнительная ответственность за брата, окоторой она не подозревала. Конечно, до появления сына мы долго готовили ее кэтому через беседы, но реальность оказалась совсем другой. Витоге Варька стала психовать. Она начала хлопать дверьми икричать, что ненавидит нас, что она никому ненужна имы ее не любим… это же очень сильные эмоции, можно было бы их «залить водой», запретить так себя вести. Но там же такая боль…
Моя задача мамы — помочь ей посмотреть наситуацию по-другому. Я дала ей возможность выплеснуть весь-весь негатив. Хлопнуть всеми дверьми исказать все самое ужасное, что было унеё надуше, потом дала пять — девять минут ей проплакаться, апозже подошла кней исела рядом, разделила ее чувства, сказав, что вижу, как ей больно, понимаю ее негодование по поводу украденного времени, которое должно было предназначаться ей, как все изменилось невлучшую для неё сторону, икак это больно иобидно…
Я просто констатировала факты, проговаривала все, что она моглабы чувствовать. А дальше поменяла фокус внимания нато, что она — моя единственная девочка, моя помощница исамая важная инужная, моя радость, что теперь среди мальчишек есть две девчонки, которые следят здесь запорядком идостойны самых лучших подарков на 8-е марта…
В общем, я дала ей понять ее важность внашей семье, которая объединяет нас всех иделает ее нужной для нас и, конечно, любимой. Другими словами, важно втакие моменты найти подход, ключ, который найдёт отклик всердце ребенка.
И ни вкоем случае нельзя нагружать его заботами насильно, но только вовлекать изаинтересовывать. Завершила яразговор тем, что сказала освоих чувствах поотношению кситуации (о своей грусти, боли и т. д.). Впоследнем моменте нельзя переходить наличности. Если родитель хочет выразить свои чувства иэмоции, особенно если они негативные, топосвящать их стоит неличности, асложившейся ситуации.
Удачного вам воспитания!
Надеюсь эта статья помогла вам разобраться в вашем вопросе. Больше интересных статей вы можете прочесть на vc.ru